Полноценное аюрведическое питание
Многие люди, переходя на вегетарианское аюрведическое питание, сталкиваются с кажущейся сложностью этого направления. Трудность состоит в том, что уму сложно перестроиться на новую модель, так как она подразумевает другие подходы к приготовлению пищи. Отсюда возникают частые ошибки, что вегетарианство, это скудное питание простыми овощами или наоборот, что это что-то сложное и экзотическое, не подходящее для европейцев.
На самом деле никакой проблемы не существует, так как на деле вся сложность состоит только лишь в перестройке ума. Однако, если человек всё-таки решил учиться ведической кулинарии, он об этом вряд ли пожалеет.
На практике люди видят, что вегетарианское аюрведическое питание очень разнообразное и вкусное. Разнообразие заключается в огромном количестве бобовых, зерновых, овощных, молочных продуктов, а также множестве вариантов их сочетания и приготовления, дающих простор для кулинарного творчества и возможности приготовления абсолютно различных блюд.
Одних только бобовых, доступных в настоящее время в наших магазинах, насчитывается порядка 15 разновидностей (маш, мунг-дал, белый маш, красная чечевица, урад-дал, чана-дал, зеленая чечевица, горох, черная чечевица, фасоль черный глаз, фасоль кидни, белая фасоль, нут, соевые бобы и др.), каждый из которых имеет свой собственный вкус и используется для готовки отдельных блюд.
Аюрведическая наука устанавливает несколько важных естественных правил питания:
1) Организм должен получать все необходимые вещества. Это значит, что рацион человека не должен быть ограничен одними лишь овощами, а должен состоять из риса, бобовых, зерновых, овощей, фруктов, орехов, молочных и кисломолочных продуктов. Люди, целиком питающиеся только овощными блюдами, замечают, что время от времени могут возникать дисбалансы здоровья. Для того, чтобы избежать подобных проблем, особое внимание нужно уделять употреблению бобовых, орехов, молочных продуктов. Рекомендуется включать их в пищу ежедневно, поскольку практически все из них содержат то количество белка, которое необходимо человеку для здоровья. Самыми полезными из бобовых, с точки зрения аюрведы, считаются мунг-дал (лущеный маш) и красная чечевица, они достаточно быстро готовятся и усваиваются легче других. Содержание белка в них - около 24г. на 100г. Среди орехов аюрведа отдает предпочтение миндалю, в нем содержится около 20г. белка на 100г. Бобовые и орехи необходимо должным образом замачивать на ночь, это подготовит их к более легкому усвоению. Наиболее полезным и приятным на вкус среди сыров является панир - белый несоленый сыр, немного напоминающий брынзу.
2) Питание должно содержать по возможности все вкусы. Не стоит чрезмерно отдавать предпочтение какому-то отдельному вкусу, поскольку это приведет к дисбалансу одной из дош. Например, злоупотребление кислым или острым вкусом ведет к дисбалансу Питты (отсюда возникают воспаления). Слишком частое употребление сладкого, кислого, соленого вкуса ведет к нарушению Капхи (лишний вес, насморк). А увлечение горьким и вяжущим, острыми вкусами приводит к дисбалансу Ваты (газообразование, холод в теле). Согласно аюрведе, во время приема пищи в еде должны по возможности присутствовать все 6 вкусов, однако стоит помнить, что некоторые продукты с противоположным вкусом являются несочетаемыми, например, молоко и кислые фрукты.
3) Специи – это важный элемент аюрведического питания. Роль специй заключается не только в придании разнообразных оттенков вкуса еде. Специи призваны дополнять и гармонизировать приготовленную пищу, помогать ей усвоиться. Многие специи (куркума, кумин, асафетида, имбирь) разжигают огонь пищеварения, чтобы организм мог справиться с тяжелой едой. А некоторые помогают «погасить» чрезмерно вышедший из равновесия огонь пищеварения и снять неприятные симптомы жжения и изжоги (фенхель, кориандр).
4) Человек должен питаться свежеприготовленной едой. Не имеет смысла есть застаревшую пищу, так как в лучшем случае она уже не содержит всех нужных организму веществ, а в худшем случае, является токсичной. Согласно аюрведе, еда, простоявшая более 4-х часов, считается уже не пригодной для питания. К числу непригодной еды относятся также замороженные полуфабрикаты, поскольку в них уже не содержится Прана (жизненное вещество, питающее организм), ко всему прочему, продукты из морозильника в большой степени повышают Вата-дошу, что также может неблагоприятно сказаться на здоровье.
5) Пища должна быть должным образом обработана. Овощи рекомендуется употреблять тушеными или вареными, однако не стоит варить их чрезмерно долго. Еда во время принятия пищи должна быть теплой, но не обжигающей. Холодная пища не дает пищеварительному огню хорошо разгореться и приводит к вздутию живота, запорам или другим проблемам Вата-доши. Горячая еда обжигает ротовую полость и пищевод, это ведет к последующим дисбалансам Питты (воспаления, язвы, гастриты и т.д.), поэтому следует подождать, пока еда остынет до комфортной температуры.
Продукты и напитки:
- тяжелые (например, не замоченная достаточным образом чечевица),
- грубые (слишком волокнистая пища, не проваренный рис и т.д.),
- сухие (чипсы, сухарики, бутерброды)
— не будут способствовать хорошему пищеварению.
Овощи, которые полезно также есть сырыми: имбирь, базилик, кинза, петрушка, редис, листовые салаты, шпинат, огурцы, морковь.
6) Пища должна быть маслянистой. Маслянистая пища усиливает пищеварение, быстро переваривается, способствует движению Вата-доши вниз, повышает мягкость и улучшает цвет кожи. Особенно полезна пища, приготовленная на масле гхи. Также можно использовать оливковое, подсолнечное, масло виноградной косточки. Недостаток маслянистости (как и питание всухомятку) ведет к нарушениям Ваты. Однако людям с повысившейся Капхой (то есть при симптомах слизи в носоглотке, мокрого кашля, насморка и т.д.) не стоит переедать жирной пищи, это может усилить дисбаланс.
7) В рационе питания должна преобладать саттвичная пища. Согласно аюрведе, вся пища делится на три типа: тамас, раджас и саттва.
К тамастичной (то есть невежественной) пище относится еда, утратившая свой вкус, еда старая, несвежая (в том числе консервированная), нечистая (грязная), дурно пахнущая. Такая пища влияет не только на здоровье, но и на психику человека. Питание тамастичной едой ведет к инерции, развращенности и вялости. Она не несет блага организму.
К раджастичной (пище в страсти) пище относится чрезмерно соленая, острая, кислая, пряная еда: чипсы, маринады, острые соусы, продукты, содержащие усилители вкуса или сильные искусственные подсластители. Раджастичная пища перегружает наши рецепторы и дурным образом сказывается на нервной системе. Человек становится возбудимым, у него много тревожных мыслей и беспокойный сон, появляется тенденция к агрессии.
Все, что увеличивает саттву, является очень ценным. Саттва, в переводе с санскрита, означает "благость". Качество саттвы в еде дает человеку лучшие качества: счастье, благородство, смелость, острый ум, крепкую память, сильную психику. Саттвичной пищей считается свежая еда, и особенно масло гхи, молоко, мед, миндаль и некоторые другие.
Также необходимо знать, что наиболее эффективными способами увеличения саттвы являются умственные техники развития сознания (например, медитация), ягьи и поведенческие расаяны.
Статья подготовлена Екатериной Кузьминовой
Читайте также:
Питание по аюрведе: шесть вкусов
Питание по аюрведе: фундаментальные принципы
Масло гхи - золото аюрведы (описание, рецепт)
Управление весом (снижение веса по аюрведе)
Консультации по аюрведе: